Бизнес на ремонте автомобилей: как открыть СТО
Оглавление
Автомобиль давно перестал быть предметом роскоши — количество автовладельцев растет каждый день, а в некоторых семьях со средним достатком может быть даже несколько машин. В связи с этим растет спрос на услуги автосервиса, так как по статистике 7 из 10 человек обращаются к специалистам при любой неполадке. Несмотря на высокую конкуренцию, эта сфера бизнеса признана перспективной и доходной для предпринимательства. Как открыть автосервис и избежать возможных ошибок? Расскажет пример бизнес-плана.
Регистрация бизнеса
Для открытия СТО с небольшим спектром услуг, достаточно обойтись ИП. Полноценная автомастерская с универсальным сервисом потребует образования ООО.
В качестве оптимальной системы налогообложения автосервису подходит патент либо ЕНВД. Упрощенный режим можно выбрать в тех регионах, которые не допускают ЕВНД.
Разрешительная документация
Ранее данный вид деятельности требовал обязательного лицензирования. Сегодня эта мера отменена. И предпринимателю для открытия автосервиса с нуля, остается получить документы от Госпожнадзора и СЭС, а также заключить договора на аренду помещения и вывоз отходов.
Выбор помещения
Процесс аренды или покупки участка с последующей постройкой под автосервис – долгое и затратное мероприятие. Если участок арендованный, то перед предпринимателем может неожиданно встать проблема в виде изменившихся планов владельца участка.
Более удобный вариант с точки зрения времени исполнения и расходов – аренда или покупка бывшего производственного помещения или гаража. По мнению специалистов, оптимальный размер площади автосервиса – около 300 кв. м. В расчет берутся рабочие посты, склад для запчастей, офис и комната ожидания для клиентов.
Дополнительным удобством для клиентов станет оборудование стоянок при СТО для ожидания очереди. Что касается местоположения, то положительно скажется аренда помещения неподалеку от крупных транспортных узлов города, вблизи автозаправок и гаражных комплексов.
Соответствие санитарным нормам и требованиям пожарной службы
Здесь также предъявляются определенные требования:
- помещение СТО не должно располагаться в жилом доме;
- запрещено размещение ближе 50 м от жилых зданий, а также детских учреждений;
- все коммуникации должны быть рабочими;
- наличие не менее 5 кв. м. рабочей площади для каждого сотрудника;
- санузел и душ для персонала.
Помимо этого, нормами СанПиН жестко регламентируются особенности ремонта и оборудования помещения.
Оборудование
Автосервис как бизнес требует четкого и грамотного распределения расходов на оборудование, поскольку именно эта часть бизнес-плана является самой затратной. Полный список инструментов и приспособлений для диагностики перечислить трудно, так как в конечном итоге он составляется индивидуально и опирается на выбранное направление автосервиса.
Основной капитал пойдет на приобретение подъемников, сканеров и мотор-тестеров. Важно купить оборудование у поставщиков, предлагающих качественную и долговечную технику. Это позволит обеспечить комфортные условия механикам, и избавит от дальнейших расходов на ремонт и эксплуатацию.
Признанными лидерами в производстве оборудования для автомастерских являются Германия. США, Италия. Отечественные производители сильно уступают в качестве и долговечности.
Статистические данные успели показать, что тотальная экономия предпринимателя на закупаемом оборудовании и материалах является неоправданной, так как это дает обратный эффект. Клиент не получает ни качества, ни удовольствия от полученной услуги. В дальнейшем такой бизнес гарантированно прогорит, так как он не отвечает запросам клиентов.
Услуги СТО
Стандартно, полноценная универсальная мастерская должна включать следующий список услуг:
- техобслуживание и ремонт автомобилей;
- продажа запчастей и аксессуаров, помощь в установке и обслуживании;
- предпродажное обслуживание автотранспорта.
Каждая из перечисленных услуг включает целый ряд направлений и технических процессов. Для более тщательного и грамотного подхода, владелец автосервиса обязан составить полный перечень оказываемых услуг, включающих описание и стоимость. Рекомендуется приступить к составлению списка при наличии полного штата сотрудников, так как лучше включить в него на первых порах то, что уже знакомо мастерам. Это позволит сократить время и расходы на дополнительное обучение персонала.
Товар и организация поставок
Организация небольшого пункта продаж на территории СТО — разумный подход к подобному бизнесу. Это способствует получению дополнительного дохода, который может спасти автосервис в несезон спроса на техобслуживание. В магазине можно сбывать невостребованные детали после ремонта.
Выбирая подходящий ассортимент для автомагазина или прилавка, стоит посоветоваться с мастерами. Они подскажут наиболее ходовые товары. Популярный ассортимент важно закупать с расчетом на 2-3 месяца вперед, а также учитывать сезонный спрос. Если этому моменту уделить недостаточное внимание, есть риск столкнуться с распространенной проблемой – дефицитом востребованного товара в пик сезона.Эта ошибка может стоить прибыли и потери клиентов.
Персонал СТО
Рекомендуется заняться поиском сотрудников перед тем, как открыть автосервис с нуля. Качественный персонал СТО – дефицит. Опытные предприниматели советую посетить местные профессиональные училища, готовые выпустить новые кадры, а также обратиться на биржу труда или в частные кадровые агентства.
Основной персонал СТО — это автослесарь и автомеханик. В зависимости от количества оказываемых услуг подбирается необходимое количество сотрудников. Важно ориентироваться на качество работы и квалификацию специалистов. Так, ремонт двигателя – кропотливая работа, требующая профессиональных знаний и навыков, а с шиномонтажем способен справиться человек, незнакомый ранее со сферой техобслуживания автомобилей.
Для развития автосервиса предпринимателю предстоит периодически организовать обучение сотрудников для навыков работы с новым оборудованием. Полезно также пригласить в штат опытного электрика для качественного обслуживания электрооборудования автомобилей.
Для стабильной работы автосервиса площадью 300 кв. м., в котором выбраны не более 4 основных направлений услуг, потребуется постоянное присутствие 2-3 мастеров. Для этого придется нанять 4-6 человек, работающих посменно.
Реклама и продвижение
Недостаточно только открыть автосервис, о нем нужно рассказать. СТО не потребуется агрессивная рекламная компания, но оформление крупной и заметной вывески – обязательный пункт расходов на рекламу. Эффективностью обладает реклама на радио, так как это СМИ весьма распространено среди водителей.
Раскрутку автосервиса с нуля можно организовать в социальных сетях. Это популярный и бесплатный инструмент маркетинга, работающий по принципу сарафанного радио. В популярных соцмедиа обычно размещают информацию об акциях, скидках при комплексном обслуживании.
Расходы и окупаемость
Большинство предпринимателей интересует скорее не вопрос: «Что нужно, чтобы открыть автосервис?», а ответ на вопрос: «Сколько нужно денег». Для подсчета средней окупаемости автосервиса, необходимо подвести итог всех расходов. К капитальным затратам относятся:
Таблица. Капитальные вложения
Капитальные расходы | Сумма |
Закупка и монтаж оборудования | 2 000 000 руб. |
Регистрация и разрешительные документы | 20 000 руб. |
Рекламная компания | 30 000 руб. |
Итого | 2 050 000 руб. |
План капитальных расходов составлен с учетом аренды необходимого помещения, которое уже готово к эксплуатации и требует лишь незначительного ремонта. Помимо этого, автосервис требует ежемесячных расходов:
Таблица. Ежемесячные расходы
Ежемесячные расходы | Сумма |
Аренда | От 150 000 руб. |
ФЗП сотрудникам | 20 0000 руб. |
Расходные материалы, издержки производства | 80 000 руб. |
Итого | 430 000 руб. |
Подсчитано, что сразу после открытия с нуля, автосервис площадью 300 кв. м., при наличии 4-6 мастеров способен приносить около 500 тыс. рублей ежемесячно. Итого, чистая прибыль СТО составит 70 тысяч рублей при правильно организованной деятельности предприятия. Средняя окупаемость СТО – 2,5-3 года.