- Как заработать на торговле продуктами питания: оформление бизнеса, выбор помещения и персонала, тонкости и риски
- Сложности «продуктового» дела
- Юридические аспекты бизнеса
- Как найти удачное место. «Золотые правила» расположения
- Оборудование и материалы
- Ассортимент и наценка
- Персонал продуктового магазина
- Как завоевать постоянных покупателей
- Доходы и расходы
Как заработать на торговле продуктами питания: оформление бизнеса, выбор помещения и персонала, тонкости и риски
История «продуктового» бизнеса насчитывает тысячелетия. Лавки с продуктами существовали еще в древности. В любые времена люди нуждаются в продуктах питания. И ныне продуктовый магазин может стать прибыльным капиталовложением.
Конечно, если подойти к делу с умом: поискать полезную информацию по теме и воспользоваться нашими советами. Из статьи вы узнаете, как зарегистрировать предприятие, что является залогом успеха, какое понадобиться оборудование и сколько придется вложить. Все это и многое другое изложено в нашем небольшом исследовании.
Сложности «продуктового» дела
Несмотря на то, что продукты всегда востребованный товар, многие обходят эту бизнес-идею стороной. И на то есть причины. В открытии подобного дела есть ряд опасных моментов.
- Значительную часть рынка поглотили сети супермаркетов. А с ними небольшому магазину сложно тягаться.
- Конкуренция среди обычных прилавочных магазинов очень высокая. В городах они размещены буквально один на другом.
- Продукты имеют свойство быстро портиться. А значит, придется постоянно контролировать остатки, реализовывать товар как можно быстрее. Если не получится – оперативно устраивать акции, давать скидки. В общем, быть начеку и делать все возможное, чтобы оборот был максимально активным.
Продуктовый магазин как бизнес под силу не всем. В ней преуспевают только самые энергичные, трудолюбивые, изворотливые. Особенно если такой бизнесмен еще и увлечен своим делом. Чтобы вникнуть в суть дела, для начала поработайте продавцом в таком магазине. Так вы узнаете об этом бизнесе больше, чем просто читая литературу. И вникнете в его суть.
Юридические аспекты бизнеса
Для торговли продуктами питания понадобится юридическое оформление. Самый простой вариант – ИП. Он подходит для небольшого бизнеса. Если в планах открытие целой сети – тогда выбирайте ООО. Для работы необходимо получить свидетельство об учете в налоговых органах. Также позаботьтесь о получении соответствующих кодов из Госкомстата.
Зарегистрировав предприятие, готовим пакет документов. Торговля продуктами питания требует наличия документации по таким аспектам:
- Регистрация в госорганах.
- Помещение (права, санитарный паспорт, пожаробезопасность).
- Разрешение на торговлю.
- Вывоз отходов.
- Дезинфекционные услуги.
- Пожарная сигнализация.
- Регистрация кассового аппарата.
- Результаты аттестации рабочих мест.
Отдельно позаботьтесь об оформлении уголка покупателя. Его делают строго по стандартам. Подготовьте книгу для жалоб и предложений. Полный перечень документов и стандарты оформления можно найти в сети.
Как найти удачное место. «Золотые правила» расположения
Удачное местоположение определяет 70% успеха магазина, торгующего продуктами. Вообще, открытие продуктового магазина должно иметь четкий бизнес план. Выбор места – один из самых важных его пунктов. Обдумайте критерии выбора и оцените имеющиеся варианты, все подробно расписав в этом документе. Это поможет сделать наиболее удачный выбор.
Есть 2 «золотых правила» относительно размещения продуктового магазина.
- Густонаселенный жилой район
Хорошо, если магазин будет находиться в окружении многоэтажных домов. А в радиусе 200 м проживает около 2 000 человек.
- Отсутствие конкурентов на расстоянии как минимум ближайших 0,5 км
Если в этой зоне уже есть подобный магазин, это очень усложнит развитие вашего дела. Учтите, что люди уже привыкли ходить за продуктами именно туда. А чтобы переманить хотя бы часть покупателей, вам придется идти на ухищрения: понижать цены, давать скидочные карты, проводить акции и под. Все это уменьшает прибыль.
Конечно, это идеальные условия, беспроигрышный вариант местоположения. Но на деле найти такое место будет сложно. Зачастую все злачные места оказываются уже занятыми. И многие молодые предприниматели арендуют помещения почти рядом с конкурентами. Это более рискованно.
Но если нет других вариантов – дерзайте. Выигрыш возможен. Одним из них удается вытеснить конкурирующие лавки и процветать. Другие делят прибыль с конкурентами примерно поровну. Третьи не выдерживают конкуренции и закрываются в первый же год. В каждом конкретном случае результат будет разный.
Площадь помещения определяется в соответствии с тем, на какой объем торговли сориентирован предприниматель. Это может быть:
- Маленький магазинчик с хлебом и продуктами первой необходимости (крупами, макаронами, “молочкой”, колбасными изделиями).
- Прилавочный магазин среднего размера с несколькими небольшими отделами (мясным, молочным, рыбным, хлебным, овощным, бакалеей).
- Мини-маркет, где можно выбирать товары самостоятельно.
- Большой магазин прилавочного типа с крупными отделами.
В целом для магазина среднего размера подойдет помещение площадью 100 кв.м. Определитесь, будут ли продаваться в вашем магазине алкоголь и сигареты.
Оборудование и материалы
В зависимости от формата и размера продуктовый бизнес может комплектоваться оборудованием по-разному. Для размещения продуктов питания первой необходимости достаточно полок и витрин. Обязательно – кассовый аппарат, прилавки и весы. Если в магазине будут продаваться скоропортящиеся продукты (мясо, рыба, молочка) и напитки, надо позаботиться о холодильниках и морозильных камерах.
Часто поставщики напитков и заморозки дают магазинам холодильники бесплатно. Выбирая поставщиков, поинтересуйтесь, обеспечивают ли они холодильным оборудованием. Взамен вам придется отказаться от предложений их конкурентов и продавать в своем магазине только продукцию данного производителя.
Естественно, это касается только той категории продуктов питания, которую поставляет этот производитель. Магазины охотно соглашаются на такие условия, ведь это существенная экономия. Однако это наложит ограничения на ваш ассортимент. Что выгоднее, нужно смотреть по ситуации.
Ассортимент и наценка
Подготовьте себя к тому, что ассортимент первые месяцы после открытия придется корректировать. Это неизбежно. Только в процессе работы вы увидите, какие товары нужны вашим покупателям, а на какие спрос низкий.
Не стоит обеспечивать свой продуктовый магазин всем и сразу. На первых порах не закупайте много и не стремитесь к расширению ассортимента. Достаточно самого необходимого набора. Он включает хлеб, чаи и кофе, соки и минеральную воду, алкогольные напитки, молочку, рыбу и консервы.
Важный фактор при формировании ассортимента – сезонность. Летом высокий спрос на напитки, мороженое, овощи и фрукты, зелень. Зимой покупают больше мяса, рыбы, цитрусовых. Средняя наценка при торговле продуктами – 30%.
Ныне поставщиков продуктов питания не меньше, чем самих магазинов. Зачастую они отслеживают, где будет открываться новый продуктовый магазин. И спешат первыми заключить с ним договор. Но спешить не стоит. Поверьте, у вас будет с чего выбрать.
Отдавайте предпочтение поставщикам, которые предлагают товар с отсрочкой платежа. Тогда вы сможете сразу обеспечить свой бизнес товаром, а заплатить за него после продажи. Для предпринимателя-новичка это очень удобно.
Персонал продуктового магазина
Количество персонала зависит от типа магазина. Крупному прилавочному магазину нужен продавец для каждого отдела. А вот работающему по принципу супермаркета, персонала понадобиться меньше.
Стандартный график работы магазина, торгующего продуктами, – с 8 утра до 10 вечера. Для небольшого магазина достаточно 2 смен продавцов. На каждой смене – 2 сотрудника.
Важные критерии выбора – вежливость, доброжелательность, общительность. Так что смотрите не только на опыт и образование, но и на личные качества человека. В условиях высокой конкуренции важно не просто предлагать покупателю нужный ему товар. Важна эмоциональная составляющая. Покупателя надо радовать вежливым обслуживанием. Тогда он запомнит ваш магазин и будет ходить в него с удовольствием. Если за прилавком стоит хамоватая, грубая и недовольная всем миром женщина, повторно к ней приходить за покупками не захочется.
Продавец должен быть немножко психологом и уметь находить подход к людям. Это даже важнее, чем опыт в торговле. Старайтесь сформировать коллектив из приветливых, улыбчивых, позитивных людей. Они создадут нужную атмосферу и будут привлекать покупателей лучше всякой рекламы.
Каждый сотрудник магазина должен иметь санитарную книжку. Иначе штрафов от проверяющих не избежать.
Как завоевать постоянных покупателей
Прежде всего, понадобиться заметная вывеска. Полезным будет подготовить партию буклетов. Разнесите их по почтовым ящикам и раздайте прохожим на улице. Хорошо к этому еще добавить акции и подарки в первые дни работы. Это может быть подарок после покупки на определенную сумму, скидка предъявителю буклета и пр. Больше внимания привлечет украшение шариками в день открытия.
Продуктовый магазин как бизнес отличается огромной конкуренцией. Но вкладывать много в рекламу не стоит. Лучший способ закрепиться в этой сфере – хорошая репутация. Она состоит из:
- Правильно подобранного ассортимента.
- Честности и порядочности персонала.
- Умеренных цен.
- Приятного обслуживания.
- Чистоты и порядка в помещении.
- Красивого оформления витрин.
Мнение покупателей о магазине формируется в первые месяцы после его открытия. Потом изменить его будет сложно. Поэтому старайтесь сразу завоевать доверие и создать положительный образ в глазах клиентов. Дальше сарафанное радио сделает свое дело, и о вас узнает вся округа.
Доходы и расходы
Таблица. Капитальные вложения (средние показатели)
Статья расходов | Сумма |
Оформление документации | 30 000 руб. |
Аренда помещения (зависит от площади) | 40 000 руб. |
Ремонт | 25 000 руб. |
Кассовый аппарат | 15 000 руб. |
Коммунальные услуги | 20 000 руб. |
Оборудование | 80 000 руб. |
З/п сотрудникам | 60 000 руб. (4 чел.) |
Система безопасности (камеры наблюдения, сигнализация, охрана) | 50 000 руб. |
Закупка товаров (с запасом) | 500 000 руб. |
Реклама | 20 000 руб. |
Средние затраты – от 800 000 руб. Для многих начинающих предпринимателей это большая сумма. Тогда имеет смысл привлечь инвестора, предоставив ему бизнес план на открытие продуктового магазина.
Рентабельность составляет 25%. Окупаемость – приблизительно 1 год. Чистый месячный доход «раскрученного» павильона среднего размера – около 300 000 руб. Нового – 70-80 000 руб.
Главные риски при организации продуктового бизнеса – высокая конкуренция и свойство продуктов быстро портиться. Сразу выбирайте малоконкурентное место, продумайте, как ускорить оборот товаров, – и дело будет развиваться.